Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Образование для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на сайте Министерства образования и науки Пермского края

Дошкольное образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья

  • детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидам и (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", федеральных законах от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об Общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы 

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

1.Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3.Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4.Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 (ред. от 14.09.2016) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы»

...проект "Российский родительский университет". В рамках проекта на конкурсной основе будут поддержаны проекты по проведению информационно-просветительской и образовательной работы с родителями, направленной на:

информирование родителей о их правах и обязанностях в сфере образования, возможностях реализации запросов на получение качественногодошкольного, общего и дополнительного образования;

Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 N 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»

В 2009 - 2015 годах в 29 субъектах Российской Федерации реализованы программы Фонда "Раннее вмешательство" и "Право быть равным", предусматривающие оказание ранней помощи детям с ограниченнымивозможностями здоровьядетям-инвалидам и семьям, их воспитывающим, еще в 45 регионах ведется работа по раннему выявлению и профилактике инвалидности...

Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

…возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детямдетям с ограниченными возможностями здоровья);

право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

ст 79 ФЗ N 273 регламентирует право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывает федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий.

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2014 N 31800)

…детей с ОВЗ, проживающих на закрепленной территории, преимущественным правом обладают дети граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в ОООД в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

17. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 N 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 N 06-2412вн)

... выявляет потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и их семей в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации, участвует в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах.

Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»

2.17. Согласие родителя (законного представителя) на обработку персональных данных ребенка

Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с "Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи")

...4. Осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, основным общеобразовательным программам дошкольного образования, программам профессионального обучения (Центр вправе выбирать все виды из перечисленных, несколько или только один вид).

2.2.5. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)

...различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровьядетей-инвалидов и инвалидов и осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013...

Закон Пермского края от 12.03.2014г N 308-ПК « Об образовании в Пермском крае.

Статья 16. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Лицам с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи….

2. С согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии лицам с ограниченными возможностями здоровья гарантировано получение образования как в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, так и получение инклюзивного образования посредством создания специальных условий для получения образования указанными обучающимися.

Приказ Управления образования администрации Горнозаводского муниципального района от 23.12.2015 г. №01-06-494 "Об утверждении Порядка обучения детей-инвалидов дошкольного возраста на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и Порядка предоставления компенсации части затрат родителям (законным представителям) по воспитанию и обучению детей -инвалидов дошкольного возраста на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного образования на территории Горнозаводского муниципального района"

Приказ Управления образования администрации Горнозаводского муниципального района от 23.12.2015 г. №01-06-305 "Об утверждении Положения об оплате труда работников, непосредственно занятых работой с детьми - инвалидами в образовательных учреждениях и на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного образования на территории Горнозаводского муниципального района"

Приказ МБУ ДПО "ИМЦ" г. Горнозаводска от 23.12.2015 №87 Об исполнении Порядка обучения детей-инвалидов дошкольного возраста на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и Порядка предоставления компенсации части затрат родителям (законным представителям) по воспитанию и обучению детей -инвалидов дошкольного возраста на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного образования на территории Горнозаводского муниципального района"

Задачи  ПМПк

  1. Всестороннее обсуждение проблем ребенка в ресурсах информации специалистов разного профиля и специализацией с целью выявления составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь (определение стратегии обучения и коррекции).
  2. Утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов.
  3. Утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями).
  4. Рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных).
  5. Включение родителей в деятельность службы сопровождения.
  6. Повышение компетенции специалистов в смежных с основной профессиональной деятельностью направлениях.

 Функции ПМПк

  • Экспертно – диагностическая
  • Информационно – аналитическая
  • Организационная
  • Методическая
  • Консультативная
  • Функция сопровождения
  • Просветительская

Виды заседаний ПМПк

Плановые

(1 раз в квартал)

Внеплановые

(по запросу специалистов)

определение путей психолого - медико-педагогического сопровождения ребенка

принятие каких – либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам

выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно – развивающего маршрута

изменение направления коррекционно – развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности

динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы

изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учреждения)

Основные направления работы  и функциональные обязанности специалистов ПМПк

Педагог-психолог: осуществляет консультирование педагогов и родителей по вопросам организации помощи детям, приносит на заседание консилиума результаты своей диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные аналитические  данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал предоставляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.

Медицинский работник: представляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях дошкольников:

    • физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок,
    • характеристика заболеваний за последний год.

Учитель-логопед: освещает результаты развития ребенка на момент консилиума, разрабатывает программу коррекционно - развивающих занятий с воспитанниками группы.

Воспитатель группы: представляет педагогическую характеристику деятельности и поведения ребенка, фиксирует:

  • трудности, которые испытывает тот или иной ребенок в различных ситуациях;
  • особенности индивидуальных черт его характера;
  • самочувствие ребенка в детском саду.

Старший воспитатель: организует взаимодействие учителей, родителей, психологической службы в форме психолог – медико – педагогического консилиума, осуществляет контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и ликвидации отклонений в развитии ребенка. Председатель ПМПк определяет круг обсуждаемых вопросов.

Критерии деятельности ПМПк в ДОУ

1. Нормативно – правовая база:

Организационные документы:

- Инструктивное письмо Министерства образования РФ «О психолого – медико -педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» № 27/901 – 6 от 27.03.2000 г.

- Приказ руководителя Учреждения о создании ПМПк

- Положение "О психолого-медико-психологическом консилиуме (ПМПк)

- договор о взаимодействии между ПМПк и психолого – медико – педагогической комиссией (ПМПК)

- "Договор между МАДОУ "Детский сад № 5" и родителями (законными представителями)docx

2. Документация:

Методическая разработка "Методические рекомендации по организации работы ПМПк ДОУ" http://rodnichok.ucoz.ru/PMK/zakljuchenie_pmpk.docx

- План работы ПМПк на 2018 - 2019 учебный год.

Формы учета деятельности специалистов ПМПк

- Форма 1 "Протокол заседания ПМПк"

- Карта развития ребенка 

-  Форма 2 "Педагогическая характеристика (оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста) 

- направление на ПМПК

- Форма 3 Заключение ПМПк

 Положение о индивидуальном учебном плане МАДОУ "Детский сад № 5" г. Горнозаводска 

 

вернуться на страницу Сведения об образовательной организации