16:58
Педсовет «Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи у детей»

Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят "великий, могучий"! Из энциклопедических источников известно, что активный словарь В. Шекспира насчитывает 16 тыс. слов, А.С. Пушкина - 21 тыс., Н.В. Гоголя - 10 тыс. Активный словарь нашего современника включает в среднем 7-13 тысяч слов. Эллочки - "Людоедочки" - 30 слов (Хо-хо! Парниша! Блеск! Мрак! Жуть!). Сегодня, в начале XXI в., остро встает вопрос о культуре речи. И это не случайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Актуальная для наших дней проблема - низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.

В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

2 декабря 2015г в детском саду прошел педсовет, но необычный педагоги отправились в удивительное, сказочное путешествие в космос.  Татьяна Валентиновна (заведующий ДОУ) спокойно отправила в путешествие педагогов  и   дала старт космическому кораблю, пилотируемыми командами «Юпитер», «Венера», «Нептун». За командами зорко наблюдало жюри с планеты Марс, что обозначало могущественные, активные, радикальные (решительные) судьи – инструктор по ФИЗО Шилова Т.В., педагог дополнительного образования по ИЗО деятельности Солохина Л.В., воспитатель Цыганова Н.В.

Первая звезда, к которой  отправились педагоги, называлась: «ТЕОПРАК». Это звезда теории и практики. На этой планете воспитатели выполнили следующие задания:  определили  компоненты профессиональной речи педагога. Во втором задании  правильно расставляли ударения.

В третьем задании  отгадывали кроссворд, который так и назывался «Речевые коммуникации», где педагоги  показали свои знания в области теории.  

Дальше корабль отправились к звезде «Декламация».

Декламация или выразительное чтение  - искусство произнесения стихов или прозы.

Одной из составляющих требований к речи педагога является и качество голоса воспитателя. Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу воспитателя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности. Важнейшими профессиональными качествами голоса педагога являются благозвучность, гибкость, полётность (полётность речи – это лёгкость произнесения текста без зажимов, проглатывания окончаний и необходимости выговаривания слов с усилием), выносливость.    

Педагогам было предложено следующее задание. Каждая из команд выбрало  себе  басню, которую они должны продекламировать. Но не в обычном классическом варианте, а так как им будет предложено, в несколько ином ключе. Интересное прочтение басни получилось у воспитателей Шмырковой В.Н., Хабриевой Г.А., Шашовой Т.В., Коростелевой И.В., Шавочкиной В.А., Рудаковой Т.А. ,

Далее корабль отправился к звезде «МЕТАФОРА».

Задание - каждая команда выбрала  одно из деревьев. К своему дереву надо было подобрать: качественные прилагательные, например, стройная, могучий, развесистый, а так же наделить их человеческими качествами и характеристиками, например, гостеприимный, радушный. Педагоги Рудакова Т.А., Шмыркова В.Н., Коростелева И.В. смогли дать яркие, точные, красочные определения ясеню, рябине, клену.  ,

Наши дети должны не только уметь четко, грамотно, последовательно излагать свои мысли, они должны еще уметь творчески мыслить, а для этого необходимо развивать творческую инициативу, выдумку, воспитывать устойчивый интерес к творческому рассказыванию. Совершенствовать умение развивать сюжет, использовать выразительные средства речи, фантазию. Учить придумывать сказки легко меняя в них героев сюжетных линий и т.д. всему этому мы должны научить детей. Как сказал один из мудрейших – «Чтобы научить другого, научись сначала сам» и педагоги с интересом остановились на планете ССК (сочини сказку).

Задача педагогов – оставив прежних героев придумать новый сюжет. В этом конкурсе каждая команда показала свою находчивость, юмор, оригинальность. Придуманные на педсовете  сказки обязательно понравятся детям, в которые им захочется не только поиграть, но и придумать свой сюжет.   

На звезде «Логика»  собрав текстовые фрагменты в правильной последовательности, педагоги  прочли поучительную сказочную историю.

Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. На Звезде «Криптография» педагоги увидели тайнопись, специальную систему изменения обычного письма, используемую с целью сделать текст понятным лишь для ограниченного числа лиц, знающих эту систему. С большим интересом педагоги решали ребусы. И конечно на пять справились с этим заданием.

В конце встречи жюри подвело итоги, определило победителей и напомнило, что в начале путешествия педагоги мечтали открыть новое еще неизвестное в звездном мире созвездие и у них это получилось. Мы открыли созвездие – ОБЩЕНИЕ.

  Для того, чтобы речь педагога была правильной, выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Однако, наверное, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира воспитателя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. С.Л. Соловейчик писал: "Сейчас много говорят о техническом мастерстве педагога, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее... нравственный облик, манера общения и поведения педагога" Не забывайте об этом и... совершенствуйтесь!

Ведь постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

 Спасибо за совместную работу!

Просмотров: 1264 | Добавил: Ирина | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]